Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
МОУ «Гадалейская СОШ» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования. Ежегодно контингент школы составляет около 170 обучающихся. Количество учащихся с ОВЗ остается практически постоянным. На сегодняшний день в нашей школе 28 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить адаптированные образовательные программы.К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания, 4 ребенка имеют статус «ребенок-инвалид».
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
· школа реализует адаптированные программы начального общегои основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Создано два класса- комплекта для обучающихся с ОВЗ: на уровне НОО и на уровне ООО.
· В школе разработана и реализуется адаптированная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при полученииначального общего образования в МОУ «Гадалейская СОШ», а также адаптированная программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования в МОУ «Гадалейская СОШ», которые направленны на осуществление комплекса задач, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни всеми участниками образовательных отношений.
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК по заявлению родителей (законных представителей);
· по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;
· вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
· в школе систематически проводится анализ расписания уроков (соответствие расписания санитарным правилам и норма), объема домашнего задания, организации адаптационного периода в 1, 5, 10 классах с целью создания ступенчатого режима повышения учебной нагрузки в соответствии с требованиями СанПиН;
· в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает учитель-дефектолог, психолог,закуплены необходимые учебники;
· для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательнойдеятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
· в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации обучения детей с ОВЗ, инвалидов, учителя проходят курсы повышения квалификации;
· образовательный процесс осуществляется в кирпичном двухэтажном здании,вход в образовательное учреждение оборудован пандусом;
· в школе оборудовано 16 учебных кабинетов, библиотека и читальный зал. При рассаживании детей за парты в классах учитывается процент нарушения зрения ребенка.
Объекты для проведения практических занятий: кабинет химии и физики, информатики, биологии, ОБЖ, технологии;
· в школе имеется спортивный зал, летняя спортивная площадка. Основными средствами адаптированной физической культуры являются физические упражнения, используемые с лечебной целью и естественные факторы природы;Учитывая новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН), у детей с ОВЗ пятидневная учебная неделя, включающая 3 часа физической культуры и обязательные ежедневные динамические паузы на свежем воздухе, физкультминутки на уроках.
Режим работы школы односменный;
- в школе организовано двухразовое горячее питание обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
в школе имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника, видеокамеры.